Законодатель связывает право на проведение зачета (возврата) излишне уплаченного налога с датой фактической уплаты налога, а не с моментом возникновения соответствующего обязательства. Налоговый кодекс РФ не ограничивает налогоплательщика сроком на представление уточненных налоговых деклараций. В данном случае срок, установленный ст. 87 НК РФ для проведения камеральных и выездных проверок, не может быть применен, поскольку этот срок определен в качестве гарантии защиты интересов налогоплательщика и не распространяет свое действие на проверку уточненных налоговых деклараций. |
По смыслу п. 3, 9 ст. 46 НК РФ в случае пропуска налоговым органом срока вынесения решения о взыскании налога, пеней налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать задолженность, в том числе путем удержания (зачета) с этой целью излишне уплаченного налога. |
Налоговым органом, обязанным рассмотреть заявление налогоплательщика о зачете сумм НДФЛ, излишне уплаченных по обособленному подразделению налогоплательщика, и принять по нему решение, является налоговый орган по месту нахождения головной организации, а не налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения. |
Суммы излишне уплаченных штрафов за нарушения налогового законодательства подлежат возврату инспекцией в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. |
Неправомерен отказ инспекции в проведении зачета излишне уплаченных (взысканных) сумм земельного налога, пени и штрафов со ссылкой на то, что решение инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, на основании которого были уплачены (взысканы) налоги, пени и штрафы, не было оспорено налогоплательщиком. Суд счел наличие переплаты установленным, поскольку решение городского Совета об утверждении списка плательщиков налога на земли, занятые под санитарно-защитными зонами, предусматривавшее обязанность налогоплательщика по уплате названного налога, было отменено задним числом после принятия решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. |
Суд возложил обязанность по возврату из бюджета НДС, излишне уплаченного налогоплательщиком в цене земельного участка, находившегося в государственной собственности, на орган Федерального казначейства, так как исходя из ст. 218 Бюджетного кодекса РФ обязанность по возврату излишне уплаченных в бюджет доходов возложена на Федеральное казначейство. Отсутствие заключения налогового органа о необходимости осуществить возврат не может являться основанием для отказа в возврате, поскольку обязанность осуществить возврат налога была возложена на Федеральное казначейство решением суда. |
В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм. Пунктом 8 ст. 78 НК РФ определен трехлетний срок на подачу налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган, а не в суд. Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 2 ст. 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога. |
Если уплата налога осуществлялась налогоплательщиком авансом несколькими платежами, то предусмотренный п. 8 ст. 78 НК РФ 3-летний срок на подачу заявления о зачете данных сумм необходимо исчислять со дня каждого платежа. |
Сумма авансового платежа налога на имущество исчисляется по итогам отчетных периодов (квартала, полугодия и девяти месяцев) на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 НК РФ, уплачивается по истечении отчетных периодов и полностью соответствует понятию налога, данному в ст. 8 НК РФ. В связи с изложенным, довод налогового органа об отсутствии правовых оснований для возврата излишне уплаченного налога на имущество за 9 месяцев 2003 года до окончания налогового периода является несостоятельным. |
Законодатель в ст. 79 НК РФ в качестве меры защиты прав и законных интересов налогоплательщика установил альтернативную возможность его обращения за возвратом излишне взысканного налога непосредственно в суд, минуя налоговый орган. Поэтому довод налогового органа о том, что обращению в суд должна предшествовать подача в налоговый орган заявления о возврате излишне взысканного налога, противоречит буквальному содержанию абз. 2 п. 2 ст. 79 НК РФ. |
|
|