Рубрикатор

Тест для юристов
 

Бесплатный архив

Постановление ФАС СЗО от 14.04.2005 № А42-3203/04-29

В соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ погашение недоимки и уплата пеней за счет излишне уплаченного налога допускаются только по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа и только в случае, когда недоимка и пени подлежат уплате в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет только тогда, когда недоимка имеется по другим налогам. Следовательно, за исключением отдельных случаев как зачет, так и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляются налоговым органом только по заявлению налогоплательщика. Таким образом, довод инспекции о том, что из сопоставления отдельных положений ст. 78 НК РФ следует, что налоговый орган наделен правом осуществления зачета излишне уплаченного налога в счет уплаты пеней по тому же налогу без заявления налогоплательщика, является необоснованным.

 
Постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 № 5735/05

В определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 № 173-О имеется в виду применение общих правил исчисления срока исковой давности при рассмотрении исков о возврате из бюджета переплаченной суммы налога. В случае, если предметом заявленных требований налогоплательщика является оспаривание в суде законности ненормативного акта налоговой инспекции (решения об отказе в проведения зачета) и ее бездействия (неосуществления зачета), правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в названном определении, применению не подлежит.

 
Постановление ФАС МО от 17.01.2005 № КА-А40/12930-04

Удовлетворяя заявление налогоплательщика о возврате излишне уплаченного штрафа и зачете излишне уплаченной суммы пени, суд отклонил довод налогового органа о том, что налогоплательщик не выполнил условия досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренные ст. 78 НК РФ. По мнению суда, во-первых, налоговое законодательство не предусматривает досудебного порядка урегулирования спора о возврате или зачете излишне уплаченного налога, а во-вторых, на дату предварительного судебного заседания истец выполнил требования п. 7 ст. 78 НК РФ, направив в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченного штрафа и зачете излишне уплаченной суммы пени.

 
Постановление ФАС ВСО от 24.06.2005 № А19-24275/04-40-Ф02-2880/05-С1

Зачет переплаты в счет недоимки налоговый орган производит в течение пяти дней с момента подачи соответствующего заявления, при этом датой проведения зачета считается дата подачи заявления, а не дата вынесения налоговым органом решения.

 
Постановление ФАС МО от 02.02.2005, 27.01.2005 № КА-А40/13446-04

Из системного толкования ст. 78 НК РФ в соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 № 173-О следует, что данная норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу соответствующее требование о возврате налога и не препятствует лицу в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в пределах срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Поскольку налогоплательщик об имеющейся у него переплате по налогу на пользователей автодорог узнал только 01.01.2001, со дня вступления в силу Закона г. Москвы от 15.11.2000 № 38, а в суд обратился во II квартале 2003 года, суд пришел к выводу, что срок обращения в суд с заявлением о возврате налога налогоплательщиком не пропущен.

 
Постановление ФАС СЗО от 06.06.2005 № А13-16236/04-23

Нормами Налогового кодекса РФ не установлена обязанность налоговой инспекции по безусловному, без проведения контрольных мероприятий, принятию заявленного налогоплательщиком к возврату из бюджета налога. Для проверки изменений, вносимых налогоплательщиком при подаче уточненной налоговой декларации, налоговому органу необходимо провести налоговую проверку. При этом в силу положений ст. 87 НК РФ налоговый орган имеет возможность проверить правильность и обоснованность вносимых налогоплательщиком изменений в налоговую декларацию, только если со дня уплаты суммы соответствующего налога прошло не более трех лет.

 
Постановление ФАС ВСО от 16.12.2004 № А19-6303/04-24-Ф02-5219/04-С1

В том случае, если сумма излишне уплаченного налога, подлежащего возврату по заявлению налогоплательщика, превышает сумму недоимки по этому же или другим налогам в тот же бюджет, то налоговый орган обязан осуществить возврат переплаты за минусом задолженности, даже если отсутствует соответствующее заявление на зачет недоимки, так как в соответствии со ст. 78 НК РФ налоговый орган вправе самостоятельно производить зачет излишне уплаченного налога.

 
Постановление ФАС ВСО от 22.06.2005 № А78-6841/04-С2-21/656-Ф02-2885/05-С1

Статья 78 НК РФ не содержит обязательных требований к содержанию заявления о возврате налога, несоблюдение которых являлось бы основанием для отказа в проведении возврата. Указание налогоплательщиком в заявлении о возврате конкретной суммы налога имеет значение при частичном возврате переплаты. Поскольку из содержания первоначального заявления налогоплательщика, поданного одновременно с уточненной декларацией, следует, что волеизъявление налогоплательщика было направлено на возврат всей числящейся по лицевому счету переплаты по налогу на прибыль, суд обязал налоговый орган выплатить налогоплательщику проценты за несвоевременный возврат переплаты, исчисленные с момента истечения месячного срока после подачи первоначального заявления о возврате. Довод налогового органа о том, что проценты следует начислять только с момента истечения месячного срока после подачи налогоплательщиком повторного заявления, в котором была указана сумма переплаты, отклонен судом.

 
Постановление ФАС ЦО от 19.05.2005 № А09-18552/04-29

Пленум ВАС РФ в постановлении от 28.02.2001 № 5 отождествил понятие налога как платежа, исчисленного на основе налоговой базы, определяемой по итогам налогового периода, с понятием авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода. Из системного анализа положений ст. 55, 285, 286, 287, 289 НК РФ следует, что авансовые платежи по налогу на прибыль за 9 месяцев являются налоговыми платежами. Следовательно, сумма излишне уплаченного авансового платежа является суммой излишне уплаченного налога по смыслу ст. 78 НК РФ и подлежит возврату или зачету.

 
Постановление ФАС МО от 23.03.2005 № КА-А41/1977-05

Налогоплательщиком в 1998 году было предъявлено в банк платежное поручение на уплату НДС, соответствующая сумма была списана с расчетного счета организации, но в бюджет не поступила. Налоговым органом обязанность по уплате налога не была признана. Суд, удовлетворяя требование налогоплательщика о признании исполненной обязанности по уплате налога и обязав зачесть сумму излишне уплаченного налога, указал, что налогоплательщиком не пропущен трехлетний срок на возврат налога, поскольку о факте незачисления в бюджет денежных средств налогоплательщику стало известно только после проведения сверки с инспекцией в 2002 году.

 

 

Баннер центр
 

Copyright 2001-2015. Сергей Шаповалов
All rights reserved. Сайт основан 06.02.2001 года.

* Перепечатка любых материалов с сайта возможна только
с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы.