Налоговый орган отказал экспортеру ферроникеля в возмещении НДС по товарам (кокс доменный и известняк), которые не могли участвовать в процессе производства экспортированной продукции, поскольку получены в последние дни месяца, в котором произведена отгрузка. Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 30.03.2004 № 15511/03, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, принимаются к налоговому вычету на основании соответствующих первичных документов, перечень которых приведен в п. 1 ст. 172 НК РФ, в том отчетном периоде, когда эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том периоде, когда эти товары будут фактически реализованы (использованы). В силу п. 10 ст. 165 НК РФ порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения. Поскольку учетной политикой налогоплательщика закреплен принцип распределения НДС, относящегося к реализации по различным ставкам НДС, аналогично принципу, изложенному в п. 4 ст. 170 НК РФ (пропорционально себестоимости товаров, облагаемых по разной налоговой ставке), налогоплательщик имел право принять к вычету НДС по товарам, не участвовавшим в производстве продукции, отгруженной на экспорт. |
Датой оформления грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в режиме экспорта признается дата отметки регионального таможенного органа «Выпуск разрешен» не на временной таможенной декларации, содержащей ориентировочные сведения, заполняемые декларантом предварительно, а на грузовой таможенной декларации, в которой содержится весь объем сведений, подлежащих декларированию. |
Позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в определении от 12.07.2006 № 267-О, о возможности представлять документы, подтверждающие налоговые вычеты, непосредственно в суд вне зависимости от представления их в налоговый орган не распространяется на документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0 процентов при экспорте товаров, непосредственное и обязательное представление которых в налоговый орган прямо установлено ст. 165 НК РФ. |
Пунктом 10 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ установлено, что плательщики НДС, определявшие до 01.01.2006 налоговую базу по отгрузке, производят вычеты сумм налога, не оплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты ими к учету до 01.01.2006, в первом полугодии 2006 года равными долями. Поскольку каких-либо ограничений из данного правила закон не содержит, суд отклонил довод налогового органа о том, что данное положение не распространяется на товары, реализованные на экспорт, и что по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов, применение налоговых вычетов вне зависимости от принятой предприятием учетной политики возможно лишь после реальной оплаты приобретенных до 01.01.2006 товаров (работ, услуг), использованных для осуществления экспортных операций. |
Поскольку имущество предприятия реализовывалось специализированной организацией с торгов в порядке исполнительного производства и налоговый орган не представил доказательств получения предприятием средств от реализации имущества с учетом НДС, суд указал на отсутствие у предприятия обязанности по уплате в бюджет данного налога. В данном случае НДС в части реализации арестованного имущества должен быть уплачен в бюджет организацией, проводившей торги. |
Налоговым органом был доначислен НДС на основании сведений о поступивших денежных средствах, содержащихся в выписке из расчетного счета налогоплательщика. Суд признал решение незаконным, поскольку произведенные инспекцией расчеты на основании выписки банка не подтверждают наличие объекта обложения НДС за указанный период в отношении денежных средств, поступивших от контрагентов. |
До 01.01.2006 обязанность по исчислению и уплате сумм НДС в общеустановленном порядке по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, осуществляемым в рамках договора простого товарищества, возлагалась на товарища, который в соответствии с договором простого товарищества вел бухгалтерский учет общего имущества товарищей вне зависимости от того, являлся ли он плательщиком НДС по своей основной деятельности. Поэтому решение налогового органа о начислении налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, к уплате в бюджет суммы НДС, определенной в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ как сумма налога, указанная в счетах-фактурах, переданных покупателю товаров (работ, услуг), по операциям, признаваемым объектом налогообложения и осуществленным в рамках договора простого товарищества, без применения налоговых вычетов противоречит положениям ст. 171–172 и п. 1–2 ст. 173 НК РФ. |
Признавая неправомерным доначисление НДС и привлечение к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога в связи с неподтвержденностью заявленных налоговых вычетов, арбитражный суд исходил из того, что требование о представлении документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты НДС, направленное по адресу, указанному в учредительных документах общества, возвращено организацией почтовой связи со ссылкой на истечение срока хранения и отсутствие адресата. Поскольку обществом не было получено требование о представлении необходимых документов, то у него не возникло обязанности по их представлению, а отсутствие у инспекции этих документов не означает неподтверждение обоснованности возмещения сумм налога из бюджета. |
Поскольку Налоговый кодекс РФ не устанавливает конкретного способа распределения общехозяйственных расходов между обособленными подразделениями иностранной организации, суд пришел к выводу, что установленный заявителем порядок вычета НДС по общехозяйственным расходам (общехозяйственные расходы, осуществленные представительством иностранной компании в городе Москве, были распределены пропорционально доле выручки, полученной каждой стройплощадкой в суммарном объеме выручки) соответствует налоговому законодательству и не приводит к завышению сумм вычетов НДС из бюджета. Более того, в связи с тем, что НДС является налогом, уплачиваемым в федеральный бюджет, а иностранная компания на основании п. 2 ст. 144 НК РФ является единым налогоплательщиком по НДС, то применяемый порядок вычетов в принципе не может привести к возникновению у него недоимки по НДС. Это связано с тем, что общая сумма НДС по общехозяйственным расходам, принятая к вычету всеми обособленными подразделениями иностранной компании, не превышает общую сумму НДС, подлежащую вычету у заявителя как единого налогоплательщика. |
Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления является объектом обложения НДС, только если эти работы были выполнены налогоплательщиком для своих нужд непосредственно собственными силами. В случае привлечения подрядной организации объект налогообложения возникает у подрядчика, а у заказчика –? корреспондирующая обязанность уплатить НДС подрядчику и право применения налогового вычета. |
|