Сделать вывод о недобросовестности налогоплательщика по мотиву взаимозависимости лиц можно только в том случае, если взаимозависимость этих лиц повлияла на результаты совершенных сделок и имеются согласованные действия, направленные на неправомерное возмещение НДС из бюджета. Если взаимодействие налогоплательщика и его поставщика обусловлено причинами технологического и производственного характера, то есть имеет экономические и производственные цели, не связанные с созданием оснований для неуплаты НДС в бюджет, то их взаимозависимость не дает оснований для признания сделки между ними мнимой и недобросовестной, направленной на уклонение от уплаты НДС. |
Из смысла положений гл. 25 НК РФ следует, что при исчислении прибыли налог на добавленную стоимость, уплаченный налогоплательщиком поставщику при приобретении товара, не должен учитываться и включаться в состав доходов и (или) расходов. Таким образом, факт реализации товара на экспорт по цене, которая ниже цены приобретения товара у российского поставщика, не означает отсутствия экономической выгоды и хозяйственного результата от заключенных обществом сделок, поскольку при расчете прибыли в стоимость приобретенного у российского поставщика товара не подлежит включению налог на добавленную стоимость, уплаченный обществом поставщику. Кроме того, этот факт сам по себе, вне связи с другими обстоятельствами конкретного дела, не может свидетельствовать о недобросовестности общества и рассматриваться в качестве объективного признака недобросовестности. |
Налогоплательщики не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога. Поэтому уплата экспортером налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов перевозчикам при расчетах за приобретенные услуги по транспортировке нефти на экспорт не соответствует законодательству о налогах и сборах. Выводы судов о правомерности предъявления перевозчиками экспортеру нефти к оплате дополнительно к цене оказываемых услуг налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов противоречат принципу равенства налогообложения, так как допускают возможность различного применения подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. Положение п. 2 ст. 171 НК РФ, в свою очередь, исключает заявление к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного налогоплательщиком в нарушение положений гл. 21 НК РФ. Следовательно, налогоплательщик – экспортер не имеет права на возмещение сумм НДС, необоснованно предъявленных ему перевозчиком. |
Налоговая ставка является установленным законом элементом налогообложения, обязательным для применения налогоплательщиками. Исходя из этого отождествление налоговой ставки 0 процентов с налоговой льготой противоречит законодательству. Следовательно, с учетом положений подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ применение к операциям по реализации услуг по перевозке экспортированных товаров ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству. |
Налогоплательщик представил в налоговый орган полный пакет документов, подтверждающих правомерность применения ставки 0 процентов. Налоговый орган отказал в применении ставки 0 процентов и возмещении НДС из бюджета на том основании, что поставщики налогоплательщика не осуществляют финансово-хозяйственную деятельность. Суд признал решение налогового органа незаконным, так как налоговый орган не указал, каким образом данное обстоятельство в силу норм гл. 21 НК РФ влияет на возникновение у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов и возмещение НДС из бюджета, связанного с фактической уплатой данного налога при экспорте товара с территории Российской Федерации. |
При частичной оплате экспортируемых товаров ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов и возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам экспортированных товаров, могут применяться в отношении товаров, оплата за которые фактически поступила на расчетный счет налогоплательщика. |
Недобросовестность действий экспортера при предъявлении к возмещению НДС может быть обоснована совокупностью таких фактов, как: завышение стоимости экспортируемого товара по сравнению с ценой завода-изготовителя в 10 раз; представление в ИМНС с 1999 по 2003 год нулевой отчетности при отсутствии хозяйственной деятельности и только с III квартала 2003 года осуществление экспортных операций при отсутствии оборотов по внутреннему рынку. |
Глава 21 НК РФ не предполагает отнесения к плательщикам налога на добавленную стоимость публично-правовых образований при осуществлении полномочий, вмененных им в обязанность Федеральным законом от 25.10.2001 № 37-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Таким образом, администрация города не в качестве юридического лица, а как орган местного самоуправления при реализации земельных участков, находящихся в государственной собственности, не может быть признана организацией-налогоплательщиком в смысле, придаваемом этому понятию Налоговым кодексом РФ. |
Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Налоговыми агентами в этом случае признаются арендаторы указанного имущества. Затраты общества на капитальный ремонт арендуемого им государственного имущества, подлежащие компенсации арендодателем в счет арендной платы по условиям дополнительного соглашения к договору аренды, являются составной частью общей суммы арендной платы за арендуемые помещения, следовательно, с названных затрат арендатор должен был исчислить НДС в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ. |
В соответствии с п. 5 ст. 145 НК РФ неблагоприятные последствия в виде восстановления НДС и уплаты его в бюджет наряду с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней установлены за непредставление налогоплательщиком документов, подтверждающих обоснованность применения им права на освобождение от обязанностей плательщика НДС. Так как на момент вынесения налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к ответственности на основании п. 5 ст. 145 НК РФ он исполнил предусмотренную п. 4 ст. 145 НК РФ обязанность и представил в налоговый орган документы, а абз. 3 п. 5 ст. 145 НК РФ установлено, что предусмотренные в нем негативные последствия наступают в случае непредставления налогоплательщиком документов, а не в случае несвоевременного их представления, суд пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика обязанности уплачивать НДС в бюджет. |
|