На основании п. 3 ст. 8 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» АО-энерго заключило с ОАО «ФСК «ЕЭС» договор по оказанию услуг по содержанию системообразующих электросетевых объектов, в соответствии с которым АО-энерго, являясь владельцем объектов электросетевого хозяйства, оказывало услуги по обеспечению надежной работы и поддержанию системообразующих электрических сетей в надлежащем состоянии, обеспечивающем передачу электроэнергии и мощности между субъектами ЕЭС России. Таким образом, услуги по передаче электроэнергии смежным субъектам ФОРЭМ по линиям электропередач, принадлежащим АО-энерго, оказывало ОАО «ФСК РФ», которое получало доход от оказания данных услуг и должно было учитывать его при исчислении налога на прибыль, а АО-энерго оказывало услуги по обслуживанию электрических сетей, по которым ОАО «ФСК РФ» передавало электроэнергию смежным субъектам ФОРЭМ и получало доход от указанной деятельности от ОАО «ФСК РФ», а не от оказания услуг по передаче электроэнергии. Следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для доначисления налога на прибыль АО-энерго на основании сводных актов первичного учета электроэнергии по ее передаче смежным субъектам ФОРЭМ, поскольку АО-энерго не оказывало услуг по передаче электроэнергии смежным субъектам ФОРЭМ. |
Суд признал правомерным определение доходов от поставки электроэнергии (мощности) поставщиком на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электроэнергии (мощности) (ФОРЭМ) на момент реализации, исходя из стоимости электрической энергии (мощности), определенной в размере суммы, оплаченной конкретным покупателем электроэнергии (мощности), а не из тарифов, утвержденных для поставщика электроэнергии. |
Суммы арендной платы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за организацией на праве хозяйственного ведения, подлежат включению в состав внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль, несмотря на то, что часть прибыли предприятие уплачивает в бюджет как доход от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». |
Поскольку налогоплательщиком списание кредиторской задолженности не производилось, у него в силу п. 18 ст. 250 НК РФ отсутствовали основания включать просроченную кредиторскую задолженность во внереализационные доходы. |
При предоставлении беспроцентных займов другим организациям у налогоплательщика не возникает объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций в форме «упущенной экономической выгоды в виде неполученных процентов за пользование денежными средствами». Глава 25 НК РФ не рассматривает материальную выгоду в форме «упущенной экономической выгоды в виде неполученных процентов за пользование денежными средствами» в качестве дохода, облагаемого налогом. |
В соответствии со ст. 544 ГК РФ, Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» оплата электрической и тепловой энергии производится потребителями за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено федеральными законами, иными правовыми актами и соглашением сторон. Законодательством иных правил определения количества проданной энергии не установлено. Поскольку в рассматриваемом случае иной порядок соглашением сторон установлен не был, налогоплательщик правомерно определял количество переданной потребителям энергии по показаниям приборов учета, установленных у потребителей, а выручку от реализации – исходя из количества тепловой и электрической энергии, реально переданной потребителям, и тарифа, установленного уполномоченными органами государственной власти. Довод налогового органа о том, что объемы технологических потерь тоже были реализованы потребителям и должны включаться в выручку от реализации, является необоснованным, так как в этом случае необходимо определить должника, который принял объемы технологических потерь. Инспекцией в ходе проверки не выявлено ни отпуска энергии сторонним потребителям, ни должников, которые эту энергию приняли, но не оплатили, следовательно, указанные в решении инспекции объемы в виде разницы между выработанным объемом и полезным отпуском могут являться технологическими, а также связанными с транспортировкой энергии и погрешностями приборов учета потерями, соответственно, выручка рассчитывается исходя из полезного отпуска, а не величины отпуска в сеть. |
В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации. С учетом положений ст. 21 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» о том, что приобретатель доли в уставном капитале общества осуществляет права и несет обязанности участника общества с момента уведомления общества об указанной уступке доли, применение вышеуказанной нормы возможно в случае, если денежные средства были перечислены приобретателем доли после направления обществу письменного уведомления об уступке доли в уставном капитале. При этом не имеет правового значения тот факт, что на момент перечисления новым участником денежных средств обществу еще не были зарегистрированы изменения в учредительных документах последнего. |
Арбитражный суд пришел к выводу о занижении войсковой частью облагаемой налогом на прибыль базы в результате невключения во внереализационные доходы безвозмездно полученного имущества – денежных средств на материальное стимулирование работников охраны, отклонив доводы о том, что указанные средства получены в качестве благотворительной помощи, имели целевой характер и расходовались заявителем в соответствии с их назначением. Суд исходил из того, что направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах, чем предусмотрено ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», благотворительной деятельностью не является. Таким образом, полученные налогоплательщиком денежные средства для поощрения и стимулирования военнослужащих, осуществляющих охрану особо важных объектов, не могут рассматриваться в качестве благотворительной помощи. |
В целях налогообложения прибыли «неуплаченная» сумма процентов не может рассматриваться в качестве дохода у заемщика, получившего беспроцентный заем. Ссылка налогового органа на п. 8 ст. 250 НК РФ является несостоятельной, поскольку пользование денежными средствами по договору займа без взимания заимодавцем процентов ошибочно оценено налоговым органом как правоотношения по оказанию услуг. |
Денежные средства, полученные лесхозом в качестве пожертвования, являются внереализационным доходом и подлежат учету при исчислении налога на прибыль, поскольку лесхоз не является тем учреждением и субъектом, которым могут быть сделаны пожертвования, и, следовательно, полученные им денежные средства не могут быть признаны в качестве пожертвований в соответствии с Гражданским кодексом РФ и подп. 8 п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ. Разрешение регионального управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России, дающее право лесхозу получать доходы в виде имущества, передаваемого юридическими и физическими лицами (благотворительные взносы, пожертвования), по своим форме и содержанию не является тем решением органа государственной власти, при наличии которого лесхоз вправе не учитывать эти доходы при определении налоговой базы. |
|