Поскольку налоговая инспекция учитывала общество в качестве плательщика земельного налога, ранее привлекала его к налоговой ответственности за аналогичное правонарушение (непредставление декларации по земельному налогу) и, соответственно, знала о наличии у него обязанности представлять налоговую декларацию ежегодно до 1 июля, факт невыполнения обществом обязанности по представлению декларации и неуплаты налога инспекция должна была выявить по истечении установленного срока представления налоговой декларации и уплаты земельного налога. Поэтому довод налогового органа о необходимости исчисления срока по ст. 115 НК РФ с даты вынесения акта является несостоятельным. |
Моментом обнаружения правонарушения в виде непредставления налоговой декларации в установленный законодательством срок, с которого у налогового органа возникает право обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции, следует считать день фактической подачи в налоговый орган налоговой декларации, поскольку именно в этот день налоговый орган может и должен обнаружить правонарушение. Исходя из характера данного правонарушения, для его обнаружения не требуется проведение выездной налоговой проверки. |
Суд отказал во взыскании с предпринимателя штрафа, предусмотренного ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за несвоевременное представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с пропуском ГУ УПФР шестимесячного срока давности обращения в суд с иском о взыскании налоговых санкций, установленного ст. 115 НК РФ. При этом суд исходил из того, что, поскольку предприниматель обязан представить в Пенсионный фонд сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2004 год до 1 марта 2005 года, течение срока давности начинается не со дня выставления ГУ УПФР требования об уплате санкций, а со следующего дня после установленного срока представления таких сведений. Пенсионный фонд, являясь контролирующим органом по отношению к предпринимателю, должен был выявить соответствующее правонарушение на следующий день после истечения установленных законодательством сроков для представления сведений. |
Исходя из того, что согласно ст. 31, 82–101 НК РФ обнаружение и выявление налогового правонарушения происходит в рамках налогового контроля и фиксируется при оформлении результатов налоговых проверок, а также со ссылкой на постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 № 9-П суд пришел к выводу, что срок давности взыскания санкций по п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации следует исчислять не со дня, следующего за днем ее фактического представления, а с даты вынесения инспекцией решения по результатам ее камеральной проверки. |
Если в ходе выездной налоговой проверки налогоплательщик не представил истребованные налоговым органом документы, то, поскольку в соответствии со ст. 31, 82–101 НК РФ обнаружение и выявление налогового правонарушения происходит в рамках налогового контроля и фиксируется при оформлении результатов налоговых проверок, срок давности взыскания налоговой санкции по п. 1 ст. 126 НК РФ начинает течь с момента составления акта налоговой проверки, а не со следующего дня после даты окончания срока представления документов. |
Поскольку Налоговый кодекс РФ не регламентирует порядок и сроки фиксации правонарушений, предусмотренных ст. 119, 126 НК РФ, то днем их обнаружения и, следовательно, моментом начала течения срока, установленного п. 1 ст. 115 НК РФ, является день, когда такие сведения должны были быть представлены, а не день вынесения налоговым органом решения по существу допущенных нарушений. |
Контроль за соблюдением сроков представления налогоплательщиком декларации не является камеральной проверкой. В связи с этим срок давности взыскания налоговой санкции при привлечении налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ начинает исчисляться со дня фактического представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговому органу, а не с момента принятия налоговым органом решения по результатам камеральной проверки такой декларации. |
При непредставлении документов, истребованных в ходе выездной проверки, шестимесячный срок на принудительное взыскание налоговой санкции следует исчислять со дня обнаружения налогового правонарушения (то есть по истечении пяти дней с момента вручения налогоплательщику требования о представлении документов), а не со дня составления акта по результатам выездной проверки. |
Днем обнаружения несвоевременного представления декларации и моментом начала течения шестимесячного срока давности взыскания налоговой санкции, установленного ст. 115 НК РФ, является день фактического поступления этой декларации в налоговый орган. |
Поскольку налоговым органом по результатам камеральной проверки выносилось решение о доначислении налога, пени и привлечении к налоговой ответственности, то шестимесячный срок для обращения в суд с иском о взыскании налоговой санкции, предусмотренный п. 1 ст. 115 НК РФ, следует исчислять с момента вынесения налоговым органом решения, а не с даты направления налогоплательщику требования об уплате налога (пени, штрафов). |
|