Признавая правомерным привлечение общества к ответственности по ст. 118 НК РФ в связи с пропуском срока представления в налоговый орган информации о закрытии счета, суд исходил из того, что исчисление предусмотренного п. 2 ст. 23 НК РФ десятидневного срока в случае расторжения договора и закрытия счета по заявлению клиента начинается с момента закрытия счета, указанного в заявлении, направленном банку налогоплательщиком, а не со дня получения налогоплательщиком от банка уведомления о закрытии счета, поскольку согласно п. 1 ст. 859 ГК РФ банк не вправе отказать клиенту в расторжении договора и закрытии счета, а действующее законодательство не предусматривает обязанности банка по информированию клиента о закрытии счета в случае подачи клиентом такого заявления. |
Поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит определения понятия «место нахождения организации», следует руководствоваться ч. 2 ст. 54 ГК РФ, в соответствии с которой место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Следовательно, организация обязана в 10-дневный срок представить информацию об открытии счета в банке в налоговый орган по месту своей государственной регистрации. Если информация об открытии счета представлена в другой налоговый орган (например, по месту нахождения филиала данной организации), то это следует считать неисполнением обязанности, установленной п. 2 ст. 23 НК РФ, что влечет привлечение к ответственности по ст. 118 НК РФ. |
С учетом положения п. 7 ст. 3 НК РФ суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения к ответственности по ст. 118 НК РФ общества, сообщившего об открытии счета только в налоговый орган по месту нахождения филиала. При этом суд исходил из того, что Общество состоит на учете в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2, а также по месту нахождения филиала в Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области. Исходя же из буквального толкования п. 2 ст. 23 НК РФ, Общество должно было бы сообщить об открытии счета в банке в по месту своего местонахождения – в Инспекцию ФНС России по г. Видное, в которой налогоплательщик на учете не состоит. Поскольку межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам создаются на основе субъективного отраслевого принципа, никак не связанного с территориальным устройством Российской Федерации, и полномочия этих межрегиональных инспекций не имеют строго очерченных границ, постановка налогоплательщика как организации на учет в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, а также на учет по месту нахождения филиала в Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области создает для налогоплательщика неясность, в какой налоговый орган он должен был представить сведения об открытии счета в банке. |
Сведения об открытии (закрытии) счета, открытого обособленным подразделением, налогоплательщик-организация обязана письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения, то есть по месту государственной регистрации юридического лица. |
В соответствии со ст. 11 НК РФ под счетом понимается расчетный (текущий) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Депозитный счет основан на договоре банковского вклада, в соответствии с которым денежные средства помещаются в качестве вклада на определенный срок и могут быть изъяты только полностью. Проводить текущие расчеты с данного счета налогоплательщик не вправе, следовательно, он не обязан представлять в налоговый орган сведения об открытии и закрытии указанного счета. |
Неправомерно привлечение общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 118 НК РФ в виде взыскания штрафа за несообщение в налоговый орган информации о закрытии счета в банке, если счет общества закрыт по инициативе банка в одностороннем порядке согласно п. 2 ст. 859 ГК РФ и извещение банка о закрытии счета направлено обществу после принятия налоговым органом решения о привлечении к налоговой ответственности. |
Поскольку обязанность банков о направлении налогоплательщику сообщения об открытии счета не установлена, следовательно, исполнение налогоплательщиком обязанности сообщить в соответствующий налоговый орган об открытии счета в банке в десятидневный срок не зависит от получения соответствующего извещения банка. |
Привлекая налогоплательщика к ответственности, налоговый орган должен установить наличие вины в действиях (бездействии) налогоплательщика как обязательного элемента состава налогового правонарушения. Суд отказал налоговому органу во взыскании штрафных санкций по п. 1 ст. 118 НК РФ установив отсутствие вины налогоплательщика, так как налогоплательщик не был извещен банком о закрытии расчетного и валютного счетов по инициативе самого банка. |
Транзитный валютный счет и специальный транзитный валютный счет не подпадают под признаки «счета», указанные в ст. 11 НК РФ, следовательно, у общества отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган об открытии транзитного валютного и специального валютного счетов. |
Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны письменно сообщить в налоговый орган по месту учета в 10-дневный срок об открытии или закрытии счетов. Этот срок исчисляется с момента получения налогоплательщиком уведомления банка о закрытии счета. |
|
|