Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов в 10-дневный срок. Ответственность за нарушение данной обязанности установлена ст. 118 НК РФ в виде штрафа в сумме 5000 руб. В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 118 НК РФ, налоговый орган обязан указать, какие именно виновные неправомерные действия (бездействие) налогоплательщика повлекли нарушение предусмотренного п. 2 ст. 23 НК РФ срока. Недостаточно указать только на факт непредставления налогоплательщиком сообщения об открытии расчетного счета. |
В соответствии со ст. 10 НК РФ общий порядок привлечения к налоговой ответственности регулируется гл. 14, 15 НК РФ. В частности, привлечение к ответственности, предусмотренной ст. 118 НК РФ, также должно происходить с соблюдением указанных норм НК РФ. В том числе налогоплательщику должно быть предоставлено право присутствовать при рассмотрении материалов любой проверки (выездной, камеральной), проведенной в отношении его, давать письменные объяснения и возражения, при этом налоговый орган обязан заблаговременно извещать налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Несоблюдение должностными лицами налоговых органов этого требования ст. 101 НК РФ является существенным нарушением прав налогоплательщика и должно влечь признание судом решения налогового органа о привлечении к ответственности недействительным. |
Несообщение налоговому органу о закрытии специального транзитного валютного счета и транзитного валютного счета не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного ст. 118 НК РФ, поскольку указанные счета не являются самостоятельным предметом договора банковского счета и не попадают под признаки счета, указанные в ст. 11 НК РФ. |
При закрытии структурным подразделением организации-налогоплательщика счета в банке данная организация обязана известить об этом как налоговый орган по месту нахождения своего структурного подразделения, так и налоговый орган по месту своего нахождения. |
У инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 118 НК РФ, поскольку договор банковского счета был расторгнут по инициативе банка, уведомление о закрытии расчетного счета направлено банком предпринимателю только после принятия инспекцией решения о привлечении его к ответственности, в связи с чем в действиях предпринимателя отсутствовала вина в совершении налогового правонарушения. |
Суд сделал вывод об отсутствии правовых оснований для привлечения предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 118 НК РФ, исходя из отсутствия вины в совершении налогового правонарушения, поскольку инспекцией не представлено доказательств надлежащего уведомления предпринимателя о прекращении договора банковского счета, расторгнутого по инициативе банка, письмо банка о закрытии счета предпринимателем по почте получено не было. |
Непредставление налогоплательщиком сведений о закрытии транзитного валютного счета не может являться основанием для привлечения к ответственности по ст. 118 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии счетов, которые в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ должны отвечать следующим требованиям: наличие договора банковского счета, на основании которого открывается счет в банке, возможность зачисления на счет денежных средств, возможность расходования денежных средств со счета. В силу ст. 4, 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», п. 2 Указа Президента РФ от 14.06.1992 № 629 «О частичном изменении порядка продажи валютной выручки и взимания экспортных пошлин», Инструкции ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» транзитный валютный счет является специальным и открывается уполномоченным банком в одностороннем порядке без участия резидента в целях осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства. |
Установленный ст. 23 НК РФ десятидневный срок для представления в налоговый орган сведений о закрытии счета в банке следует исчислять с момента подачи налогоплательщиком заявления в банк о закрытии счета, а не с момента получения налогоплательщиком уведомления банка о закрытии счета. Суд исходил из того, что по смыслу ст. 859 ГК РФ договор банковского счета прекращается с момента получения банком письменного заявления клиента о расторжении договора (закрытии счета), если более поздний срок не указан в заявлении. Кроме того, с того момента, как утратил силу приказ Госналогслужбы РФ от 23.12.1998 № ГБ-3-12/340, обязанность банков направлять налогоплательщику сообщения о закрытии счета не установлена, следовательно, исполнение налогоплательщиком обязанности сообщить в соответствующий налоговый орган о закрытии счета в банке в десятидневный срок не зависит от получения соответствующего извещения банка. |
Депозитный счет не подпадает под определение понятиям«счета», данное в п. 2 ст. 11 НК РФ, так как данный счет открывается на основании договора банковского вклада (а не счета), денежные средства помещаются на определенный срок и могут быть изъяты только полностью. Следовательно, налогоплательщик, не сообщивший в налоговый орган об открытии (закрытии) депозитного счета, не подлежит привлечению к ответственности по ст. 118 НК РФ. |
Налогоплательщик обязан письменно в 10-дневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета об открытии счета в банке, нарушение налогоплательщиком установленного срока влечет взыскание штрафа. |
|