Рубрикатор

Тест для юристов
 

Бесплатный архив

Постановление ФАС УО от 30.05.2005 № Ф09-2264/05-С7

1. Налоговый орган не вправе требовать у банка представления сведений о деятельности его клиентов-налогоплательщиков, в отношении которых не проводятся мероприятия налогового контроля и которые состоят на налоговом учете в других налоговых органах. Расширительное толкование инспекцией подп. 11 п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 86, п. 1 ст. 135.1 НК РФ приводит к нарушению тайны банковского счета, банковского вклада и операций по счетам клиентов банка, обязанность сохранения которой предусмотрена положениями ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». 2. Распечатка счета и документы, на основании которых совершены записи по нему, не являются справками по операциям и счетам, которые инспекция вправе требовать у банка на основании п. 2 ст. 86 НК РФ и за непредставление которых предусмотрена ответственность по п. 1 ст. 135.1 НК РФ.

 
Постановление ФАС УО от 08.06.2005 № Ф09-2447/05-С7

Ответственность на основании п. 1 ст. 133 НК РФ наступает только в случае нарушения банком установленного Налоговым кодексом РФ срока исполнения поручения о перечислении налога. Следовательно, за неверное указание в платежном поручении кода ОКАТО и ИНН налогового органа ответственность по п. 1 ст. 133 НК РФ к банку применена быть не может.

 
Постановление ФАС ВВО от 16.11.2004 № А29-4453/2004а

Налогоплательщик, операции по счетам которого приостановлены на основании решения налогового органа, представил в банк удостоверения комиссии по трудовым спорам на списание задолженности по заработной плате, выданные на основании решения комиссии. Указанные удостоверения в силу подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» являются исполнительными документами. В связи с тем, что согласно ст. 855 НК РФ платежи по указанным уведомлениям имеют преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, банк исполнил уведомления комиссии по трудовым спорам, несмотря на решение налогового органа. В данной ситуации банк не может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 134 НК РФ, поскольку отсутствует состав правонарушения.

 
Постановление ФАС МО от 15.06.2005, 07.06.2005 № КА-А40/4988-05

Ни п. 2 ст. 86, ни п. 1 ст. 135.1 НК РФ не содержат ограничений по кругу налоговых инспекций, обладающих правом на запросы о выдаче банком справок по операциям и счетам организаций и граждан. Следовательно, право требовать от банка представления справок по операциям и счетам налогоплательщиков принадлежит не только тому налоговому органу, в котором состоит на учете налогоплательщик.

 
Постановление ФАС МО от 15.04.2005 № КА-А40/2742-05

Ответственность банков за непредставление справок по операциям и счетам организаций в установленный срок в соответствии с п. 2 ст. 135.1 НК РФ возникает при наличии мотивированного запроса налогового органа. Ссылка налогового органа в запросе на проведение мероприятий налогового контроля не может быть принята в качестве надлежащего мотива, поскольку отсутствуют доводы о необходимости представления соответствующей информации в отношении налогоплательщика – клиента банка.

 
Постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2005 № 2338/05

Налоговым кодексом РФ предусмотрена обязанность банка выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа. Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок согласно п. 1 ст. 135.1 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. Как видно из запроса инспекции, у банка затребованы выписки из лицевого счета и иные документы, в частности копии банковских карточек, учредительных документов и платежных поручений. При этом в обоснование запроса инспекция сослалась на ст. 87 НК РФ, в соответствии с которым она вправе истребовать документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, у иных лиц. При таких обстоятельствах у банка были все основания полагать, что налоговый орган запрашивал у него не справку по операциям и счетам организации, а другие документы. Таким образом, в данном случае в действиях банка состав правонарушения, ответственность за которое установлена п. 1 ст. 135.1 НК РФ, отсутствовал.

 
Постановление ФАС УО от 18.04.2005 № Ф09-1454/05-АК

Пунктом 2 ст. 132 НК РФ установлена ответственность банка за несообщение налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем, однако в указанной статье не предусмотрена возможность привлечения банка к налоговой ответственности за несвоевременное представление инспекции соответствующих сведений.

 
Постановление ФАС МО от 20.04.2004 № КА-А41/2954-04

Статьей 86 НК РФ предусмотрена обязанность банков выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций. Однако ст. 86 НК РФ регулирует отношения, связанные с учетом налогоплательщика. Сведения о движении денежных средств по счету организации, состоящей на налоговом учете в другой налоговой инспекции, запрошены ИМНС РФ г. Можайску неправомерно, поскольку по смыслу ст. 86 НК РФ право требования подобной информации, то есть осуществление налогового контроля, принадлежит налоговому органу, в котором состоит на учете налогоплательщик, в отношении операций которого запрашиваются документы. Кроме того, распечатка лицевого счета и документы, на основании которых совершены дебетовые и кредитовые записи по счету, не являются справками по операциям и счетам, которые вправе требовать налоговый орган у банка на основании п. 2 ст. 86 НК РФ.

 
Постановление ФАС УО от 04.10.2004 № Ф09-4070/04-АК

Гашение ссуды юридического лица путем зачисления наличных денежных средств, поступивших от физического лица – поручителя, без зачисления данных денежных средств на расчетный счет юридического лица – заемщика произведено банком согласно договору поручительства и в соответствии с Положением ЦБ РФ от 31.08.1998 № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)», в связи с чем отсутствуют основания для привлечения банка к ответственности за действия по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в соответствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа. Доводы налогового органа о том, что обязанность по договору поручительства исполнена за счет средств, полученных в кассе заемщика, отклонены судом, поскольку не свидетельствуют о вине банка в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 135 НК РФ.

 
Постановление ФАС ВСО от 22.07.2004 № А19-1876/04-41-Ф02-2776/04-С1

Налоговый орган запросил у банка информацию о движении денежных средств по корреспондентскому счету филиала банка, отражающую поступление денежных средств проверяемых налоговым органом индивидуальных предпринимателей. В связи с непредставлением банком указанной информации налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании с банка налоговой санкции по п. 1 ст. 135.1 НК РФ. Однако арбитражный суд пришел к выводу об отсутствием в действиях банка состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 135.1 НК РФ, в соответствии с которым установлена ответственность за непредставление в установленный срок банками налоговым органам сведений по операциям и счетам налогоплательщиков - клиентов банка, поскольку налогоплательщики – клиенты банка не участвуют в межбанковских отношениях, на их имя не открываются корреспондентские счета.

 

 

Баннер центр
 

Copyright 2001-2015. Сергей Шаповалов
All rights reserved. Сайт основан 06.02.2001 года.

* Перепечатка любых материалов с сайта возможна только
с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы.