Объективная сторона состава правонарушения, установленного ст. 134 НК РФ, состоит в исполнении банком поручения налогоплательщика на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора, либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам данного предприятия. Если банк осуществил не перечисление денежных средств другому лицу, а иную расходную операцию, в частности выдачу денежных средств налогоплательщику по распоряжениям (чекам) на выплату заработной платы, то его нельзя привлечь к ответственности. Расширительное толкование положений ст. 134 НК РФ недопустимо. |
Налоговый орган в рамках встречной проверки вправе потребовать от банка представление сведений об операциях по счетам организации, в отношении которой непосредственно не проводится мероприятий налогового контроля (контрагент проверяемого налогоплательщика). Однако за непредставление сведений по такому запросу банк не может быть привлечен к ответственности по ст. 135.1 НК РФ в связи с отсутствием события налогового правонарушения: ответственность по данной статье наступает за непредставление сведений в «срок, установленный Кодексом», в то время как Налоговым кодексом РФ не установлено сроков представления банком сведений по таким запросам. Пятидневный срок, предусмотренный п. 2 ст. 86 НК РФ, установлен только в отношении представления банком сведений по операциям и счетам налогоплательщиков, в отношении которых налоговый орган проводит налоговую проверку, что подтверждается названием данной статьи, ее содержанием и местом расположения в главе 14 «Налоговый контроль» НК РФ. |
Из смысла ст. 86 НК РФ, регулирующей отношения, связанные с осуществлением налогового учета налогоплательщика, следует, что право требовать от банка представления справок по операциям и счетам налогоплательщиков принадлежит только тому налоговому органу, в котором состоит на учете налогоплательщик. |
Требование отделения Пенсионного фонда РФ о взыскании с банка пени за задержку исполнения платежных поручений плательщика в размере 1 процент за каждый день просрочки, основанное на п. 6 Порядка уплаты страховых взносов…, утв. Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 2122-1, удовлетворению не подлежит. Органы государственных внебюджетных фондов РФ согласно Федеральному закону от 09.07.1999 № 154-ФЗ являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Следовательно, возникший спор должен был быть разрешен, в том числе, и с учетом положений НК РФ, в соответствии со ст. 133 которого указанное нарушение влечет взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки. При этом акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения, согласно ч. 2 ст. 54 Конституции РФ и п. 3 ст. 5 НК РФ имеют обратную силу. |
Банк сообщил налоговому органу об открытии нового счета налогоплательщику, операции по счетам которого приостановлены. Шестимесячный срок на обращение в суд для взыскания санкции по п. 1 ст. 132 НК РФ в данном случае начинает течь со дня получения налоговым органом сообщения банка об открытии счета, так как именно с этого момента налоговому органу стало известно, что банк совершил правонарушение, открыв расчетный счет налогоплательщику, расходные операции по счетам которого были приостановлены. |
За неправильное указание банком реквизитов платежного поручения (КБК) к банку не может быть применена ответственность по п. 1 ст. 133 НК РФ, поскольку суммы налога перечислены банком в течение одного операционного дня, то есть представленные налогоплательщиками платежные поручения исполнены в установленный законом срок. Объективной стороной правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 133 НК РФ, является нарушение банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора. |
Банк не подлежит привлечению к ответственности за несвоевременное сообщение налоговому органу об открытии или закрытии счета организации или индивидуального предпринимателя, поскольку ст. 132 НК РФ предусмотрена ответственность только за несообщение, а не за несвоевременное сообщение, а по ст. 129.1 НК РФ банк не может быть привлечен в силу того, что не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей. |
Закрытие банком счета налогоплательщика в порядке, установленном ст. 859 ГК РФ, не является основанием для отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Следовательно, открытие банком новых счетов налогоплательщику является нарушением ст. 76 НК РФ и влечет привлечение банка к ответственности по п. 1 ст. 132 НК РФ. |
Налоговый орган выставил инкассовые поручения к расчетному счету налогоплательщика, у которого имелась задолженность перед банком по кредиту. Контрагенту налогоплательщика в том же банке открыта кредитная линия. В день открытия кредитной линии полученные контрагентом средства были направлены в счет погашения задолженности налогоплательщика перед банком напрямую на ссудный счет налогоплательщика, минуя его расчетный счет. При этом в качестве получателя платежа указан налогоплательщик, а вместо его расчетного счета – ссудные счета банка. Суд пришел к выводу, что выдача банком и зачисление денежных средств по своим кредитным договорам на ссудный счет, минуя расчетный счет клиента-налогоплательщика, свидетельствуют об искусственном создании ситуации, при которой невозможно стало исполнять инкассовые поручения на взыскание налоговых платежей в бюджет. Следовательно, банк правомерно привлечен к ответственности по п. 2 ст. 135 НК РФ. |
Банк не подлежит привлечению к ответственности по ст. 134 НК РФ в случае, если он выдавал наличные деньги по чекам налогоплательщику, операции по счетам которого приостановлены, так как при выдаче наличных по чеку не осуществляется операция по перечислению денежных средств другому лицу. |
|