Из смысла ст. 101 НК РФ вытекает, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля может быть принято при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности либо о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения на основании имеющихся материалов налоговой проверки. Полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля сведения, поскольку они дают основания для вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности или об освобождении его от ответственности, также должны быть предоставлены налогоплательщику для ознакомления. Установив, что полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля сведения налогоплательщику для ознакомления не предоставлялись, а решение о привлечении его к ответственности было вынесено без извещения налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки и материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, суд пришел к выводу о нарушении налоговым органом требований ст. 101 НК РФ. |
В качестве письменного разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, в силу подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ исключающего привлечение налогоплательщика к ответственности, суд расценил данные лицевого счета (хронологию расчетов), свидетельствующие об исключении налоговым органом спорной суммы налога из общих сумм начислений. При этом суд отклонил доводы налогового органа о том, что уменьшение сумм налога было произведено на основании уточненных деклараций налогоплательщика, в принятии которых инспекция была не вправе отказывать, и о том, что ст. 87, 88 НК РФ предусматривают право налоговых органов на проведение проверок деклараций, а не обязанность. |
Положения ст. 113 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования означают, что течение срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, а в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта – с момента вынесения соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Из ст. 113 НК РФ следует, что трехгодичный срок давности привлечения к налоговой ответственности не может быть прерван, т.е. не допускается, чтобы его исчисление прерывалось и начиналось бы заново, с самого начала. Однако положения ст. 113 НК РФ не исключают для суда возможность в случае воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки признать уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения к ответственности и взыскать с налогоплательщика налоговые санкции за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации. |
Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по результатам как выездной, так и камеральной налоговой проверки. |
Неправильная правовая квалификация правонарушения лишает юридической силы акт налогового органа, направленный на привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности. |
В решении налогового органа вменяемое правонарушение изложено в соответствии с диспозицией п. 1 ст. 135.1 НК РФ (непредставление банком в установленный срок по мотивированному запросу налогового органа сведений по операциям на счетах организаций), но вместо ст. 135.1 НК РФ указана ст. 135 НК РФ. Суд расценил такую ошибку как опечатку, которая не может служить основанием для признания решения о привлечении к налоговой ответственности недействительным. |
Срок, установленный для исполнения требования об уплате налоговой санкции, имеет юридически значимый характер, поскольку свидетельствует о соблюдении налоговым органом требований ст. 104 НК РФ о досудебном урегулировании спора с налогоплательщиком. С датой установленного срока добровольной уплаты налогоплательщиком санкции законодатель связывает срок обращения налогового органа в суд для принудительного взыскания налоговой санкции с налогоплательщика. Следовательно, отсутствие в требованиях об уплате санкций указания на срок их исполнения свидетельствует о существенных нарушениях налоговым органом требований законодательства о налогах и сборах, следствие которых – невозможность их исполнения в установленном законом порядке и осуществления налогового контроля по их исполнению. |
Статьей 101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать при выявлении им налогового нарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной ст. 82 НК РФ форме. |
Включение в резолютивную часть решения о привлечении к ответственности требования об уплате штрафных санкций без указания срока уплаты такой санкции не свидетельствует о соблюдении налоговым органом досудебной процедуры урегулирования спора, что влечет оставление без рассмотрения иска налогового органа о взыскании с налогоплательщика штрафной санкции. |
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный в ст. 4.5 КоАП РФ, не применим к правонарушениям, ответственность за которые установлена в Налоговом кодексе РФ, поскольку нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях применимы к нарушениям законодательства о налогах и сборах только в случае, когда ответственность устанавливается в КоАП РФ. |
|
|