Трехлетний срок давности привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренный ст. 113 НК РФ, применяется также в отношении ответственности, установленной абз. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» за нарушение 30-дневного срока регистрации в органе ПФР более чем на 90 дней. Суд исходил из того, что в силу абз. 3 ст. 2 Федерального закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом. |
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 № 9-П течение срока давности привлечения к налоговой ответственности (ст. 113 НК РФ) прекращается с момента оформления акта налоговой проверки. Однако Федеральным законом от 27.07.2007 № 137-ФЗ в п. 1 ст. 113 НК РФ была введена норма, подтверждающая позицию, высказанную в п. 36 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5: трехлетний срок давности рассчитывается до момента вынесения решения о привлечении к ответственности. Таким образом, в ст. 113 НК РФ внесено уточнение, установившее момент окончания течения срока давности привлечения к ответственности, в то время как в редакции ст. 113 НК РФ, действовавшей до 01.01.2007, данный вопрос урегулирован не был. Суд пришел к выводу, что указанные изменения являются дополнительной гарантией защиты прав налогоплательщиков и в силу п. 3 ст. 5 НК они имеют обратную силу. Следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за правонарушения, трехлетний срок по которым истек к моменту вынесения в 2007 году решения о привлечении к ответственности, несмотря на то, что на момент составления акта по результатам проверки (конец 2006 года) трехлетний срок еще не истек. |
Статьей 103.1 НК РФ предусмотрен специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций со всех налогоплательщиков (налоговых агентов). Законодательство о налогах и сборах не содержит каких-либо особенностей применения этого порядка в отношении бюджетных учреждений. Следовательно, довод налогового органа о том, что в силу ст. 239 Бюджетного кодекса РФ с учреждения, финансируемого из средств местного бюджета, штраф может быть взыскан только в судебном порядке, является ошибочным. |
Признавая неправомерным привлечение предпринимателя в 2006 году к ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату в бюджет налогов, арбитражный суд исходил из того, что налогоплательщик не был извещен о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и вынесения решения инспекции о привлечении его к ответственности. Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении налоговым органом установленных ст. 101 НК РФ процессуальных требований к производству по делу о налоговом правонарушении, влекущем за собой существенные нарушения прав налогоплательщика на свою защиту. Рассмотрение инспекцией материалов камеральной налоговой проверки и вынесение оспариваемого решения в отсутствие налогоплательщика, не извещенного о времени и месте их рассмотрения, не соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 12.07.2006 № 267-О. |
Признавая правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ за непредставление налоговому органу декларации в установленный срок, арбитражный суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что налоговый орган, в нарушение п. 3, 4 ст. 88 и п. 1 ст. 101 НК РФ, не известил налогоплательщика о выявленном налоговом правонарушении, о времени и месте рассмотрения материалов проверки, в связи с чем налогоплательщик фактически был лишен права на защиту. Суд исходил из того, что проведение камеральной налоговой проверки завершено и решение по результатам проверки принято до 01.01.2007, когда действовавшие нормы Налогового кодекса РФ не предусматривали, что отсутствие акта по результатам камеральной проверки и несообщение налогоплательщику о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки являются существенными нарушениями, влекущими обязательную отмену решения налогового органа. |
Штрафы, начисленные реорганизованной организации после реорганизации (после составления передаточного акта и внесения в ЕГРЮЛ записи о ее ликвидации), не могут быть взысканы с правопреемника, поскольку в силу п. 2 ст. 50 НК РФ на правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате только тех сумм штрафов, которые были наложены на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. |
При пропуске инспекцией срока для принятия решения о взыскании с налогоплательщика в бесспорном порядке штрафа за совершение налогового правонарушения, не превышающего размеры, установленные п. 1 ст. 103.1 НК РФ, данный штраф не может быть взыскан в судебном порядке. Отклоняя довод инспекции о том, что она в этом случае вправе обратиться в суд за взысканием штрафа, независимо от его суммы, арбитражный суд сослался на разъяснения, изложенные в постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 30, в соответствии с которыми ст. 103.1 и п. 7 ст. 114 НК РФ не содержат отсылки к ст. 46 НК РФ, а предусматривают специальный порядок взыскания налоговых санкций с налогоплательщиков (налоговых агентов), положение п. 3 ст. 46 НК РФ о предельном сроке взыскания этих сумм во внесудебном порядке в данном случае не применяется. |
Отказывая во взыскании с предпринимателя штрафа на основании абз. 6 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» за повторное в течение календарного года нарушение установленного срока представления страхователем отчетности, арбитражный суд исходил из недоказанности факта повторности совершения правонарушения в течение календарного года, поскольку в решении отделения Фонда социального страхования РФ о привлечении к ответственности не указано, когда именно предпринимателем было допущено первоначальное и повторное нарушение сроков представления установленной отчетности и какими документами или сведениями данные обстоятельства подтверждаются. |
Суд признал соблюденной процедуру привлечения налогоплательщика к ответственности, установив, что предложение явиться в налоговый орган для рассмотрения разногласий по акту проверки было получено налогоплательщиком по факсу, что подтверждается отчетом об отправке указанного письма по факсу, номер которого указан в том числе и в бланке заявления налогоплательщика. |
С 01.01.2007 взыскание налоговой санкции осуществляется в судебном порядке (ст. 104 НК РФ). |
|